Гражданско-патриотическое воспитание

Гражданско-патриотическое воспитание студентов академии в урочной и внеурочной деятельности

«Патриотизм – превыше всего!»

В.В.Путин

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения – залог стабильного развития страны в будущем. Этот процесс длительный по времени, сложный по содержанию и достаточно разбалансированный с точки зрения методического осуществления.

Современное понимание патриотизма характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью.

Термин «патриотизм» употребляется не только в научно-исследовательской литературе, но и в выступлениях, дискуссиях, статьях, предвыборных программах политиков и политических партий, движений, деятелей культуры, искусства и т.д.

В современных условиях развития российского государства одной из важнейших проблем, требующей решения, является необходимость обеспечения единства и целостности страны, что особенно важно в связи с последними внешнеполитическими событиями. Поэтому государством делается акцент на воспитание гражданина РФ, патриота - носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбе Родины.

В условиях становления гражданского общества и правового государства задачей учебных заведений является воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, обеспечивающей трудом свою материальную независимость. Новое время требует от системы СПО формирования не только профессиональных качеств у студентов, но и формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения России. Активная жизненная позиция юных граждан нашего общества не может формироваться без патриотического воспитания. Основными ориентирами патриотического воспитания являются гражданско-патриотическая зрелость студентов, высокие этические нормы поведения, активная гражданская позиция, стремление к духовному обогащению и развитию, чувство патриотизма, гуманизма и толерантности, почитание лучших традиций семьи, народа и др.
О значимости гражданского и патриотического воспитания молодежи неоднократно говорилось в Посланиях Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию РФ.

Нормативно-правовые аспекты патриотического воспитания определяются в государственных документах Российской Федерации - Конституции РФ, федеральных законах, постановлениях Правительства РФ, федеральных программах.

Целью гражданско-патриотического воспитания является воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремление к миру.

Гражданственность – основа подготовки будущего специалиста в нашей академии. Проводится как в урочной, так и в неурочной деятельности, оно имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, наши молодые современники должны не только обладать должным объемом знаний, но должны стать зрелыми духовно и интеллектуально.

Вся учебно-воспитательная работа в академии направлена на формирование патриотизма, который включает в себя:

  • чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
  • уважительное отношение к языку своего народа;
  • заботу об интересах Родины;
  • осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости;
  • проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
  • гордость за социальные и культурные достижения своего Отечества, за символы государства и его народ;
  • чувство уважения к истории Родины и народа, его обычаям и традициям;
  • ответственность за судьбу государства и его народа, за их будущее, которое выражается в стремлении посвящать весь свой труд и способности укреплению могущества и расцвету Родины;
  • гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Патриотическая работа в академии – это способ внушения молодому поколению веры в устойчивость страны. Работа по патриотическому воспитанию студентов идет по нескольким направлениям

1. Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил. Это направление состоит из ряда мероприятий:

Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость Родины;

Экскурсии по родному краю, уроки Мужества;

Выставки, викторины, конкурсы, просмотры фильмов.

2. Формирование правовых знаний

Гражданин должен не только любить свою родину, но и знать и уметь защищать свои права, а этому способствуют:

  • уроки права;
  • лекторий «Закон и порядок» (встречи с представителями правоохранительных органов, психологической службы, медработниками);
  • участие студентов в социологическом опросе населения;
  • молодежная организация студенческого самоуправления

Эти мероприятия являются частью военно-патриотического воспитательного комплекса.

Воспитательный аспект вовлечения в творческую деятельность в гражданском воспитании очевиден.

Именно творчество позволяет студенту реализовать себя как личность, проявить свои индивидуальные способности, дает уверенность в своих силах, повышает степень гражданской устойчивости.

Кроме этого творческая работа дает возможность не только для самореализации личности, но и приобщает к работе в коллективе, формируя гражданскую позицию и ответственность перед обществом.

Гражданское воспитание тесно связанно с патриотическим воспитанием.

Патриот чувствует любовь к Родине, а гражданин четко и ясно осознает свои обязанности перед ней.

И здесь как пример внеаудиторной работы можно привести Недели гуманитарных дисциплин.

Привлечение студентов к совместной деятельности с педагогами в различных акциях способствуют росту активности, самостоятельности и стремления к общению участников, формирует самосознание и ответственность перед другими.

Одним из эффективных средств формирования гражданской позиции студентов является социальное проектирование.

Отличительной особенностью этого вида деятельности является ориентированность на выявление и позитивное решение социально значимых проблем.

Социальный проект ориентирован на формирование у студентов гражданской компетентности готовности и способности личности активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе.

В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, большое значение приобретает гражданско-патриотическое воспитание. Академия вносит свой вклад в формирование человека, он призван заботиться о формировании психологии студента, в воспитании его в духе толерантности и братской любви к людям, обязан научить молодых людей умению различать добро и зло.

Идеологической основой гражданско-патриотического воспитания в академии являются духовно-нравственные ценности нации. Сущность гражданско-патриотического воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа.

Воспитать гражданина, члена демократического общества, возможно только в демократическом учебном заведении, поэтому одним из первых шагов к созданию адекватного образовательного пространства должно стать формирование демократического уклада жизни образовательного учреждения. Гражданско-патриотическое воспитание - это своего рода социальный проект для всего учебного заведения. Демократический уклад, как модель открытого гражданского общества, в совокупности с разнообразной внеаудиторной деятельностью, является условием, при котором только и возможно формирование гражданской компетентности, обретение студентами и педагогами опыта демократического поведения, опыта активной гражданской позиции.

Перед нами (педагогами) стоят следующие задачи в системе гражданско-патриотического воспитания:

  1. Осознать себя участником гражданско-патриотического воспитания.
  2. Определиться относительно ценностей демократии и гражданственности для себя лично и найти свое место в системе гражданско-патриотического воспитания.
  3. Выработать адекватную программу своих действий. Педагог не только сам должен быть гражданином и обладать гражданской и патриотической позицией, но и должен уметь создавать условия для становления гражданской и патриотической позиции и соответствующих ценностей у студентов.

В повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, с помощью которой можно было бы измерить патриотизм. Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это - твоя Родина.